[ ИЗ ОКНА ТАЙН ЖИЗНИ НЕ УВИДИШЬ ]
Интервью с Наташей Бартон
[ ИЗ ОКНА ТАЙН ЖИЗНИ НЕ УВИДИШЬ ]
Интервью с Наташей Бартон
Наташа, расскажи про твой необычный формат "школы декора жизни" - что это? С чего начинать обучение тем, кто впервые попал сюда?

Эта формулировка появилась не внезапно. Скорее она сама прошла определенный путь, прежде чем получилось сделать её цельной и ёмкой. Изначально это была школа частной флористики. Мы сразу работали с местными, дикими растениями, не с коммерческой срезкой. Прежде всего потому, что на собственном опыте знаем: учиться "для себя" в коммерческой школе флористики очень трудно. Одно дело выполнять задания на курсе, а другое - поддерживать развитие после. В большинстве городов ассортимент цветов в продаже очень ограничен. Продажа на оптовых базах идет пачками от десяти стеблей, а чтобы букет было интересно собирать - нужно хотя бы 3-4 вида материала. Если брать в салонах единичные цветы, наценка составляет 250-300%, то есть букет получается очень ощутимым по расходам. А ведь предполагается, что это всего лишь хобби... И в то же время каждый день мы ходим мимо кучи диких цветов, которые считаем сорняками. Букет из одуванчиков? Никто не собирает их, потому что они мнутся. Но если применить к ним профессиональные техники - получается роскошно! Так мы стали учить частной дикой флористике, которая доступна каждому. Материал совершенно бесплатный! Но нужно проявить наблюдательность и ответственность, чтобы собирать его. Мы в этом поможем!

Дальше цветы научили нас большему - родилась философия "природы вещей". Это уже касается не только живого материала, но именно природа является первоисточником этих правил гармонии. По ним можно оформлять подарки, мероприятия, подбирать декор в интерьер. Школа флористики расширила темы и стала школой декора.

Ну а затем произошло то, чего мы сами не могли ожидать - работая с природой, люди начали менять свою жизнь! Они стали чувствовать себя увереннее, спокойнее в современном ритме, цветы выручали их в самые тяжелые периоды. Когда ты наклоняешься к траве на обочине, ты видишь гораздо больше, чем её цвет. Она учит самой жизни. И если это звучит странно - то только для тех, кто не пробовал сам) Поэтому чтобы в полной мере понять нашу философию - нужно идти на прогулку! Из окна тайн жизни не увидишь.
Ну а школа декора получила свою смысловую целостность, став "Школой декора Жизни" - ведь декорируя свой стол, мы в конечном итоге украшаем жизнь. Украшаем ее гармонией, пониманием красоты, учимся слышать себя выстраивать отношения с миром, в котором мы живем. Учит этому - природа. Но мы покажем, с чего интересно и легко начать!
Пойти учиться у нас можно с любого мероприятия, последовательной линейки нет. Кому-то ближе декоративные умения, кто-то хочет плести венки на дверь или сервировать стол - что откликнется, с того и начинайте! Ну а затем обязательно приходите на лекции и тренинги раздела "про жизнь", чтобы узнать настоящие тайны мира. Они открыты всем!
Какой уровень подготовки требуется?
Я бы сказала никакого, но на самом деле - любой. Если вы никогда не брали в руки ножниц - все получится! У нас большинство начинающих, это хобби только набирает обороты. Если вы умеете крутить спираль или учились классической флористике - тоже найдёте много нового. В интересной вам теме нужно всё время развиваться, я тоже продолжаю посещать мастер-классы других преподавателей по всему миру, даже если их техники не совсем созвучны моим. Это даёт новые мысли, идеи. Поэтому, например, материалы курса "Лучший подарок" про упаковку, могут пригодиться ивент-менеджерам, витринистам, кондитерам, продавцам любого товара (у каждого есть упаковка!). Или вебинар "Жизнь цветов" - он самодостаточный, он учит сохранять букеты дольше. Даже если вам букет подарили, всё равно вам эти знания нужны.
Бывают ли у вас офлайн мастер-классы?
В классическом понимании – нет.

Обычно для живого цветочного МК преподаватель готовит материал. Участникам даётся флористическая техника и компоненты на выбор из тех, что разложены на столе. Для разового развлечения это подходит, но для нас дикая флористика – это больше чем хобби. Это удивительный пласт знаний, который не может начинаться с середины пути. Готовый набор - это серьезное ограничение, которое даёт побочный эффект только спустя время. Сперва каждый уносит домой очень красивое изделие. Но многие больше никогда не повторяют его самостоятельно, потому что подбор материала – это можно сказать самый главный этап. Это только кажется, что потом обязательно найдется что-то похожее. Особенно в дикой флористике, где перед вами не магазин, а чистое поле.

На самом деле скрутить спиральный букет или веночек совсем не сложно – с этим справляются все с первого раза. Гораздо труднее найти, из чего именно их крутить, определиться с размером, крепежом.

Наша задача – дать вам ключи к растительному материалу и гармонии в целом. Чтобы вы в любой момент, круглый год могли выйти из дома на природу и там собрать букет. Чтобы у вас не было вообще такой трудности как «нет материала». Для этого вы берёте знания и идете самостоятельно на прогулку. И там находите все ответы и собираете букет! Эта методика проверена на тысячах учениц, и она работает!

Именно поэтому наша школа преимущественно работает онлайн, это позволяет качественно изучать материал из любой точки мира – а идти практиковаться в свою природную реальность.
Как работать с сухоцветами?
Такого раздела в нашей школе нет, и это опять же связано с нашей философией. Засыхание – это одна из стадий развития растения. Вы и сами знаете, каким сезонам она характерна – осени, зиме. В естественном ходе времени такие материалы могут быть актуальны – но совсем недолго. Мы не считаем ценностью то, что цветы могут храниться вечно. Это очень опасная иллюзия, потому что жизнь и природа всегда движутся, а зафиксировав композицию в какой-то момент вы теряете связь со временем.

Мы не окрашиваем цветы, не трансформируем, не воскируем и не стабилизируем. Конечно, каждый может по своему желанию делать это, ведь в конечном итоге флористика – это творчество и самовыражение. Но мы такие техники не даём, потому что это противоречит основной ценности цикличности года.
Будут ли интересны эти методики для профессиональных флористов?
В профессии флориста каждый сам выбирает стиль и главное – ценности, которые он будет транслировать покупателям. Здесь нет правильных ответов, потому что покупатели бывают на любой вкус, и на каждого найдется свой мастер.

Однако тенденция роста интереса к местным цветам очевидна! С каждым годом появляется все больше местных цветочных ферм, даже премиальные флористы в сезон могут выехать в поля за люпинами. Этот тренд неспроста – он идет от покупателей. Сейчас, когда предложение просто зашкаливает, особенно хочется чего-то родного, знакомого. Многие коммерческие букеты составлены из кучи цветов, и ни одно название неизвестно. Это уже не совсем букет – это разноцветный декор. Ну, еще он вкусно пахнет. Но все же цветы – это гораздо больше, чем цвет. Это связь с местом, со временем. Это и лежит в основе наших концепций обучения. Так же, как каждому из нас порой хочется вернуться на денёк в родительский дом, чтобы передохнуть в гонке жизни – родные цветы дают удивительное утешение и опору, это очень мощный якорь.

Поэтому для тех флористов, кому близок вегетативный стиль, кто ценит местные цветы – будет полезно и интересно посмотреть на свое дело с другой стороны. На курсах мы не пользуемся классическими методами, никаких цветовых кругов, всё полностью из природы. Там есть ответ на любой вопрос.
Что если хобби приведет к неограниченной срезке диких растений?
Это частое опасение людей, которые впервые сталкиваются со Школой. Им кажется, что если мы напомним людям о природе, они бросятся вырезать целые поля и будут так делать ежедневно. На самом деле происходит прямо противоположное. Поскольку мы не выдаем готовые стебли, а отправляем людей с ножницами на улицу, они сталкиваются с фактом, о котором давно забыли: цветы-то живые. Это совсем не то же самое, что выбирать бутоны с витрины, там они воспринимаются нами как товар – а здесь как часть мира. И тот, кто держит в руках секатор, в полной мере начинает чувствовать свою ответственность перед растениями. Поэтому многие делятся, что они впервые задумались о том, какого размера букета им будет достаточно, ни за что не возьмут редкий цветок, а дома из того, что не пригодилось, сделали мини-букеты для ванной. Ничего не выкидывается. Включается замечательная ответственность! Когда мы начинали обучать, то не думали об этом, учениц было слишком мало. Но теперь очевидно, что этот экологический эффект массовый, и я очень рада, что личное знакомство с цветами делает людей более сознательными. В принципе, так оно и должно быть.
Почему YOU'RUSSIA?
Так получилось) Как и любой проект, мы развивались постепенно, два года назад не представляли, во что всё это развернется. Меня очень вдохновляет русская культура и безусловно русская природа. Именно с неё началось это личное увлечение, которое затем переросло в Школу, а теперь в полноценный многогранный проект о связи с природой. Сейчас у нас учатся люди со всего мира и есть планы выходить с тренингами на другие страны, но название уже прижилось. Мне нравится его смысл – все же именно здесь, в России увиделась впервые вся эта красота и гармония, сложилась основная концепция и ценности. Хотя по техникам курсов собирать букеты и другие декоры можно в любом климате, в любой стране. В этом-то и есть его главная особенность. Вам не нужно будет сперва долго изучать ботанику, названия... Пара секретных действий – и можно выходить за букетом.
Где ты училась?
Флористике – в школе Детали, на курсе Ларисы Кравченковой. Она была первой, кто заложил основы наблюдательности и чуткости к цветам. Дальше я их уже развивала самостоятельно. Еще у меня диплом института Марангони(Милан) по витринистике. Это тоже очень крутое образование, в основе которого глубокое понимание реакций людей, восприятия, целостности работы. Я часто говорю, что для меня оформить стол на 4 человека или зал на 400 – это одно и то же в смысле декоративного замысла. Размер – это только рамки. Витрина – тоже рамки. Это то, что зритель воспринимает целостно, и поэтому внутри должно быть все гармонично. Должна читаться, ощущаться какая-то мысль. Мне очень понравилась в фильме «Нуреев. Белый ворон» вопрос «О чем твой танец?». О чем ты танцуешь для своего зрителя? О чем твой букет? Декор? Если ответ «мы старались вписаться в бюджет клиента» - то по мне, лучше вообще не начинать.

Декор – это дополнение, органичная корректировка пространства в связи с чем-то. Но декор не может быть главным. Это не просто любые яркие предметы, которые оттягивают на себя внимание. Он несёт в себе ассоциации, которые декоратор знает, считывает с клиента или просто со своего опыта, а клиент считывает эти ассоциации с декора. И в нем внутри рождается какая-то эмоция, но он не связывает её с композицией на столе. Он может быть о композиции даже и не вспомнит потом... Вот так работает настоящий декор.

Тем знаниям, которые сейчас лежат в основе концепции и в тренингах Школы, я нигде не училась. И никогда до сих пор ничего подобного не встречала. Меня научила природа. Я собирала букеты и просто наблюдала, и стала видеть смыслы и закономерности. Потом они собрались в курсы и тренинги, и продолжают собираться. Как говорится, шагни и под твоей ногой проявится дорога.
Что такое «экология без чувства вины»?
Это как раз то, что происходит с людьми, собравшими букет своими руками. С теми, кто отправился на лесную прогулку или два часа слушал шум моря. Или увидел закат из офисного окна. Все они в этот момент ощущают свою глубокую причастность к этому невероятному миру, в котором мы живем. И понимая, что мы часть природы, что мы не на разных берегах, мы естественным образом перестаем делать какие-то действия, которые ей вредят. Внезапно хочется не брать лишний пакет на кассе. Хочется заглушить машинуна парковке. Но никто не стоит рядом с угрожающим видом, напоминая о глобальном потеплении. Это желание сделать что-то для такого прекрасного мира рождается внутри, оно продиктовано хорошими чувствами – и поэтому оно сильно.

И неважно, научатся ли люди плести венки или просто лишний раз отправятся посмотреть на расцветающий лес весной. Цветы – это только одна из дверей, которая ведет к большой дружбе с планетой. Но я думаю, эта дверь одна из самых красивых!
Made on
Tilda